XX век требовал революции во всех сферах. Серьезные обновления коснутся и искусства. Балет не станет исключением. В балете начала XX века балом будет править модернизм. Суть этого направления – разрушение эстетических принципов классического искусства. Под горячую руку попадет и классический балет с его академической чистотой. Лидерами новой танцевальной эстетики станут Михаил Фокин и Вацлав Нижинский – реформаторы и даже революционеры искусства. Их направляющей силой станет импресарио Сергей Дягилев
Дягилев становится создателем «Русских сезонов» – независимой театральной компании. Его антреприза не будет иметь ни собственной театральной площадки, ни труппы. Гастроли станут их основной деятельностью. Дягилев пригласит лучших из лучших современных артистов, балетмейстеров, художников и композиторов. Под его началом создаются великие балеты «Шехеразада», «Видение розы», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна» «Весна священная» и другие. Им же открываются великие деятели искусств – Стравинский, Фокин, Нижинский, Павлова, Карсавина, Бакст, Бенуа… О революции в балетном искусстве, о ее вождях и последователях, противниках и хулителях – в шестой лекции цикла «История русского балета»